Утверждено:

Председатель совета школы МОУ «Столбинская основная общеобразовательная школа имени А.И.Новгородова »

__________ Слепцова С.Х

« » 2009 г.


Утверждаю:

Директор МОУ «Столбинская
основная общеобразовательная
школа имени А.И.Новгородова»
______________ Горохова А.Н.

« » 2009


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. МОУ «Столбинская основная общеобразовательная школа имени А.И.Новгородова»

Верхоянского района

Республики Саха (Якутия)

на 2009 - 2012 учебные годы.

Раздел I. Информационно-аналитическое обоснование программы развития.

Паспорт программы развития МОУ «Столбинская основная общеобразовательная школа им. А.И. Новгородова»

Настоящая программа определяет стратегию развития школы и действия по ее реализации.

Законодательная база для разработки программы развития школы

1. Конституция РФ и РС(Я)

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка»
  2. Закон РФ «О правах ребенка»
  3. Закон РФ «Об образовании» (1992)
  4. Устав школы
  5. Образовательная программа школы
  6. Инновационный проект «Организация социокультурной среды «САЙДЫС»
  7. Федеральная программа развития образования (2001)
    1. Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением
      Правительства РФ от 04.10.2002г.
    2. «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего
      образования».

11.Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-
2010 годы»

  1. Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
    1. Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в РС(Я)
      на 2002-2005гг.»

14. Республиканская целевая программа «Молодежь РС(Я) на 2005-2010 гг.»
Цель программы:

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка. Основные задачи программы:

- обеспечение прав ребенка на качественное образование;

- построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций воспитания детей в духе уважения к своей школе, краю, России, формирование духовно-нравственных основ развития и социализации личности в социокультурной среде на основе толерантного подхода;

- содействие повышению роли семьи в воспитании детей;

- формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей резервы школьников и обеспечивающей сохранение их здоровья и духовно-нравственное развитие;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- развитие материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

- внедрение авторских программ по элективным, социальным курсам и объединениям по интересам;

- использование ресурсов дополнительного образования как способ расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности, включение внеобразовательных социальных структур в систему образования;

- развитие органов ученического самоуправления, детских общественных организаций;

- развитие единой социокультурной среды и вовлечение социума в образовательный процесс.

Приоритет реализации программы развития образовательного учреждения сосредоточен в следующих областях деятельности:

- образовательной, как создание условий и механизмов для повышения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях образования и запросов потребителей. В дополнительном образовании — создание в малочисленной системе жизнеобеспечения в условиях арктической зоны комфортной социокультурной среды, благоприятной для развития целостной системы воспитания личности ребенка.

- в сфере кадровой политики - формирование стратегических преимуществ ОУ путем удовлетворения потребностей школы в компетентных, высокомотивированных специалистах, приверженных ценностям педагогической профессии.

- в сфере укрепления материально-технической базы - оптимальная, с точки зрения образовательного эффекта, работа по реализации нового образовательного стандарта в части условий обучения, сохранение МТБ и максимально эффективное целевое использование.

- в сфере психологической поддержки - создание эффективной системы психологического сопровождения всех участников образовательного процесса как условия формирования и развития человеческого ресурса ОУ.

- в сфере духовно-нравственного, гражданского воспитания и правового просвещения - воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина, с четко выраженной, позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.

- в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся - на основе консолидации межведомственных структур: науки, образования, здравоохранения, социальных служб, инновационных сетей образовательных учреждений.

- в работе с одарёнными детьми - обеспечение благоприятных условий для создания в школе единой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей.

Сроки реализации программы: 2009-2012

Основные направления работы:

- учебно-познавательное;

- художественно-эстетическое;

- патриотическое;

- спортивно-оздоровительное;

- трудовое;

- развитие творческих, способных детей;

- предпрофильная подготовка.

Сеть отношений:

• Сотрудничество;

• Сотворчество

• Самоуправление

• Совместная деятельность

Суть содержания программы заключается в организации условий для социального формирования личности: дать возможность каждому ребенку развивать свои задатки и способности, не принуждая его. В этом заключается управляемость процесса формирования личности в социуме.

Принципы реализации программы:

- программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- информационная компетентность * участников образовательного процесса о происходящем в школе;

- вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;

- включение в решение задач программы развития всех субъектов.

Управление программой

Для управления реализацией программы развития создается методический совет школы.

Раздел II. Концептуальные основания программы развития.

МОУ «Столбинская основная общеобразовательная школа им. А.И. Новгородова» основана в 1952 году. В 1984 году преобразована в восьмилетнюю школу.

2004г. — муниципальная экспериментальная площадка по теме «воспитательное содружество семьи и школы».

2005г. — в школе присвоено имя доктора исторических наук Афанасия Иннокентьевича Новгородова.

2006г. - республиканская экспериментальная площадка по внедрению проекта «Организация социокультурной среды «САИДЫС».

В настоящее время в школе обучается 51 учащихся, что составляет 9 классов, из них I ступень (начальные классы) - 4 класса общего типа, II ступень — 5 классов (5-7 кл. — прогнозирующие классы с элементами группового практикования по индивидуальным образовательным траекториям и 8-9 классы с элементами индивидуально ориентированного способа обучения).

В школе имеются следующие условия: -функционирующая в режиме полного дня малокомплектная школа;

- педагогический коллектив, осознающий значимость поставленной проблемы и мотивированной на ее решение;

- наличие всех штатных единиц;

- школа имеет доступ в интернет;

- 9 учебных классов - кабинетов;

- спортивный зал;

- медицинский кабинет;

- компьютерный класс;

- столовая, отвечающая всем требованиям санитарных норм;

- историко-краеведческий музей-балаган.

Учебные и каникулярные периоды регламентируются Уставом школы. Расписание составляется с учетом новой формы обучения и требованиям СанПин. Занятия начинаются с 8чЗОмин. Начальная ступень функционирует в режиме пятидневной недели, 1 и 4 классы учатся в первой смене, 2 и 3 классы - во второй смене. Режим работы старшей ступени - шестидневная неделя, все классы учатся в первой смене. Продолжительность урока — 40 минут, перемена — 10 минут. Один полный день недели (суббота) является клубным днем.

В школе работает 17 учителей, среди них: -. Почетные работники РФ - 2;

- Отличники образования РС(Я) - 4;
Образование:

- высшее - 12 (71%)

- среднее специальное - 5 (29%)
Уровень профессиональной деятельности:

- высшая квалификационная категория - 3 (18%)

- высокая квалификационная категория - 7 (41%)

- повышенная квалификационная категория - 4 (23%)

- базовая квалификационная категория - 3"(18%).

Развитие внешних связей

Одной из главных задач нашего образовательного учреждения является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, сохранение единого образовательного пространства и расширение возможностей получения образования повышенного уровня, поддержание в школе определенного масштаба культурных норм и ценностей.

Принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия их потенциалов, подчинение интересов партнеров целям совершенствования системы образования.

Взаимодействие с социумом.

Реализуя свои образовательные цели школа включает в свой состав:

- МДОУ «Столбинский детский - сад»;

- Центр Досуга «Аи-Тал»;

- Сельскохозяйственный производственный кооператив «Столбы»;

- Сельская библиотека;

- Фельдшерский пункт;

- Клуб «Далбар Хотун»;

- Клуб «Тойон Субэ»;

- Совет ветеранов;

- Попечители;

- Муниципальное образование Верхоянского района

- Управление культуры.

Сложившаяся в образовательном учреждении система управления образовательным учреждением и образовательным процессом. Совершенствование системы управления школой.

Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями.

Увеличение объемов экспериментальной деятельности требует социальной работы по ее координации и мониторингу. Для преодоления этого управляющая система школы должна обеспечить:

  • целеполагание, прогнозировать результаты своей работы;
  • оптимальную расстановку кадров;
    • формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности, к работе в
      творческих группах;
    • качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить
      своевременные коррективы в образовательный процесс и обладать
      стимулирующим характером.

Высшим органом управления в школе является педагогический Совет (собирается 4-5 раз в год), при необходимости созываются малые педсоветы.

Функции администрации школы:

- директор школы: осуществляет общее руководство по оптимизации деятельности управленческого аппарата;

- замдиректора по учебной работе: организует исполнение учебных планов, осуществляет ВШК, обеспечивает содержание учебно-воспитательного процесса на уровне, заданном планом работы школы;

- замдиректора по воспитательной работе: осуществляет планирование воспитательной работы, оценивает состояние воспитательного процесса, руководит методическим объединением классных руководителей;

- замдиректора по научно-методической работе: осуществляет экспериментальную работу.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Методическая работа в Столбинскбй школе направлена на повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технолгиях и умений за счет использования их в своей деятельности. Методическая работа должна содействовать формированию профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации и педагогического творчества современного учителя.

Цель методической работы:

Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области определенного науки (учебного предмета) и методики его преподавания.

Основные задачи методической работы:

- Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.

- Профессиональное становление молодых учителей.

- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.

- Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.

- Приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствии с требованиями новых руководящих документов в области образования, учебных планов и программ.

В школе работает три методических объединения:

  • МО учителей старших классов
  • МО учителей начальных классов
    • МО классных руководителей
      Структура методической работы:

Коллективные работы:

- педагогический совет;

- конференция;

- семинары;

- психолого-педагогический консилиум.
Групповые виды работы:

- методсовет МО (учителя начальных классов, учителя-предметники, классные
руководители);

- школа педагогического мастерства;

- школа молодого педагога.
Индивидуальные виды работы:

- наставничество;

- аттестация;

- индивидуальные консультации;

- самообразование;

- творческий отчет.

Модель методической работы:

I. Обновление заданий по предмету.

На данном уровне развиваются знания и способности к преподаванию профилирующего предмета. Это способствует не только углублению и обновлению предметных знаний учителей, но и усилению желания помочь другим, обучая своих коллег.

II. Развитие познавательных способностей через рефлексию собственной
деятельности.

На данном уровне развивается способность к осознанию, пониманию и знанию процесса обучения, которые включают:

1. совместную работу в проблемных группах, методических объединениях;

  1. анализ процесса обучения;
  2. педагогическую практику и планирование образовательного процесса;
    1. участие в МО, группах, обсуждение того, что изучается, как и почему идет процесс обучения.

Направления деятельности методической работы:

1. создание в школе гибких и мобильных методических структур, осуществляющих систематическую работу по совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива;

  1. привлечение педагогического коллектива, учащихся, социума к планированию и реализации программы развития школы;
  2. пропаганда успехов и достижений школы среди населения села, района;
  3. сотрудничество с учреждениями образования района.

ОБРАЗОВАНИЕ

Цель образования - достижение человеком уровня субъекта культурно-исторического процесса, достаточного для обеспечения самореализации личности и гарантирующего прогресс в развитии цивилизации.

Задачи:

- Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающегося дальнейшее развитие его личности;

- Формирование у каждого учащегося опыта творческой, социальной активности в реализации своих способностей;

- Накопление у воспитанников опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.

Содержание обучения:

Обеспечение условий реализации обязательного минимума содержания начального общего, основного общего образования на основе конструирования оптимальной модели школьного учебного плана.

Повышение качества начального общего, основного общего образования на основе реализации принципа доступности, преемственности, вариативности.

Обеспечение условий для развития способностей обучающихся в процессе учебной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей и жизненных потребностей.

Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья, выявление и реализация образовательного потенциала учащихся, отслеживание динамики развития учащихся, создавая при этом эмоциональный комфорт и условия для самовыражения и саморазвития каждого ученика.

Отработка наиболее эффективных технологий преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся. Корректировка дидактических и методических материалов с учетом выбранных методов и средств реализации образовательных областей школьного учебного плана.

Обобщение опыта учителей- предметников по используемым в образовательном процессе новых педагогических и информационных технологий. Создание системы поощрения наиболее значимых педагогических результатов.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цель: Формирование у школьника инициативности, ответственности и самостоятельности. Основной формой проявления этих качеств является учебная самостоятельность, формирование необходимых умений навыков учебной деятельности, сохранения здоровья, развитие творческих возможностей.

Задачи:

1. Создание условий для развития у школьников способности не только сотрудничать с другими людьми, но и действовать самостоятельно.

  1. Создание новой системы оценки деятельности ученика, в том числе введение папки индивидуальных учебных достижений учащегося (портфолио).
  2. Развитие творческой деятельности учащегося. С этой целью в вариативной части учебного плана на творческую работу учащихся отводится определенное количество часов. В 1-4 -х классах особое внимание уделяется предметам художественно-эстетического цикла.
  3. Формирование интеллектуальной среды, стимулирующей творческую активность учащихся начальной школы, выявление и раскрытие их способностей, становление творческого потенциала школьников независимо от их дальнейшей профильной ориентации. Участие в познавательных играх, интеллектуальных марафонах, в малых олимпиадах, конкурсах.
  4. Введение проблемного метода обучения.
    Предполагаемый результат.

- В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащийся должен приобрести опыт разнообразной деятельности;

- Рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства, обнаруживать изменения, происходящие с объектом, уметь соотносить результаты наблюдения с поставленной целью;

- Владеть способами контроля и оценки деятельности, уметь работать в группе.

- Период начального обучения рассматривается как подготовительный к участию школьников в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Цель: формирование у обучающегося целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности (индивидуальной и коллективной), опыте познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории, обеспечение и развитие личности обучающегося.

Задачи:

1. Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных навыков учащихся, выработка у обучающихся стремления и умения самостоятельно участвовать в творческом исследовательском процессе.

  1. Реализация проблемного метода обучения.
  2. Создание условий для работы с одаренными учащимися в малых группах.
    1. Развитие и расширение спектра элективных курсов с учетом предпрофильной подготовки, что даст возможность построения индивидуальной траектории обучения учащихся.
    2. Разработка модели «портфолио» ученика в бумажном и электронном виде.
    3. Использование возможностей Интернет-образования.
      1. Внедрение новейших технологий обучения.
        Предполагаемый результат.

В основной школе учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности за рамками учебного процесса.

Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию у школьников стремления к саморазвитию.

Инновационные процессы в области обучения будут направлены на:

планирование и модернизацию программ профильного образования, создание индивидуальных учебных планов;

ознакомление и внедрение в образовательный процесс новых технологий, информационных технологий, дальнейшее использование метода проектов.

Все это должно обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе, возможность выбора учащимися значимых элементов содержания обучения и соответствующих им форм учебной деятельности, практическую ориентацию образовательного процесса, усиление его деятельностного компонента.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Реализация Программы позволит заложить основы для:

1.Формирования единой образовательной среды школы, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса.

2. Достижения нового уровня качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований.

3. Развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении, творческой самоактуализации личности, в ведении здорового образа жизни.

4. Роста образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса.

5. Активного включения родителей в образовательный процесс.

6. Создания условий для творческой самореализации обучающихся, родителей и педагогов.

7.Информатизацию образования на качественно новом уровне через: новые методы обучения, которые включают: наличие электронной школы, автономного обучения, электронной системы безопасности, дистанционное обучение, самообучение. 8. Здоровьесбережение: через реализацию технологий, обеспечивающих минимизацию стрессов, комфортную психологическую обстановку, индивидуальные образовательные траектории, нормализацию физической нагрузки, разумное распределение учебной нагрузки, формирование культуры здоровья.

Показатели работы с 2006 по 2009 гг.

1.Закон РФ и Республики Саха (Я) «Об образовании» выполняется. Все дети учатся, нет отсева с 1995 года.2. Процент успеваемости и качества.

Учебные годы

2006 -2007

2007 -2008

2008 -2009

% успеваемости

100%

100%

100%

% качества

43%

43%

58%

3. Число отличников.

Учебные годы

2006 -2007

2007 -2008

2008 -2009

Количество отличников

3

1

4. Наши выпускники успешно продолжают обучение в других школах. 5. Участие в районных олимпиадах.

1 место

2 место

3 место

Призеры

2006-2007

4

3

2

-

2007-2008

9

1

-

-

2008-2009

-

-

2

6. Поступаемость наших учащихся в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы.

2005

2006

2007

Количество учащихся-выпускников

7

12

10

ВУЗ

2

4

2

ССУЗ

3

4

8

ПТУ

1

-

Армия

1

1

-

Работа

1

2

-

7.Ежегодно проводятся внутришкольные олимпиады по математике, русскому языку, черчении, английскому языку.

8. Учащиеся успешно участвуют в районных олимпиадах, в конкурсе «ДьоЗур» и «Шаг в
будущее», региональной экологической конференции «Экояна».

9. Улучшились результаты диагностических контрольных работ Министерства
Образования РС (Я), районного интеллектуального марафона в начальных классах.

10. Все учащиеся посещают предметные кружки и секции.
Успеваемость по предметам.

Начальные классы.

Предмет

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Всего

Успе в

на «4» и «5»

Всег

0

Успе в

на «4»

и «5»

Всег о

Успе в

на

«4» и

«5»

Русский язык

29

100

60%

24

100

74

21

100

72,2

Якутский язык

29

100

69%

24

100

63

21

100

77,4

Чтение

29

100

73%

24

100

74

21

100

77,4

Математика

29

100

82%

24

100

68

21

100

77,4

Природа

29

100

100%

-

-

-

-

-

-

Раздел III. Система воспитательной работы и дополнительного образования.

Введение.

Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально-экономических отношений.

Новая воспитательная парадигма, требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система.

В творческих объединениях, секциях, кружках и клубах различной направленности как в стенах школы, так и вне ее занимается 100% учеников школы. К организации школы ученического самоуправления привлечены 100% обучающихся. В олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях учащиеся школы показывают высокие результаты, завоевывая звания победителей, призеров, и дипломантов.

Именно в стенах школы необходимо активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус. Особое внимание необходимо уделить патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданское качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива -повысить требования к изучению и исполнению школьного законодательства, всемерно с сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину. В целях повышения роли ученического самоуправления необходимо разработать программу обучения ребят коллективно-организаторской деятельности. Эффективность воспитательной системы школы зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показывает, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи. Но при этом классные руководители имеют стройную воспитательную систему класса. Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволяет сделать вывод о том, что детям нужны учителя-мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность. На основании проведенного анализа, выявления проблем разработана воспитательная концепция, на основании которой реализуются конкретные воспитательные программы:

- программа семейного воспитания

- программа патриотического воспитания

- программа художественно-эстетического воспитания

- программа здорового … Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz